Дороги в СНТ
Разбитые дороги, не соответствующие стандартам безопасности — беда садоводческих товариществ. Большинство улиц и проездов прокладывались несколько десятилетий назад, без учета требований пожарной безопасности. Но сейчас нормы ширины дорог в СНТ изменились, а дорожное покрытие уже давно пришло в негодность. Поэтому все чаще у дачников возникает вопрос: как отремонтировать дороги и кто именно должен этим заниматься.Содержание
- Кому принадлежат дороги в СНТ
- Требования к дорогам в СНТ
- В чем сложность модернизации дорог в садоводческих товариществах
- Как отремонтировать дороги в СНТ
- Кому принадлежат подъездные пути к товариществу
- Как узнать, кому принадлежит дорога
- Как добиться ремонта
Кому принадлежат дороги в СНТ
Дороги в садоводческих товариществах относятся к землям общего пользования, которые принадлежат садоводам на правах долевой собственности. Поэтому привлечь муниципалитет к ремонту дорог внутри самого СНТ не получится: обустройством ЗОП дачникам придется заниматься самостоятельно.
Сегодня в товариществах возникают две основные проблемы.
- На дорогах появились глубокие выбоины и ямы, покрытие дороги износилось или его вовсе нет. В таком случае возникает необходимость ремонта.
- Ширина дорог в СНТ не соответствует нормам пожарной безопасности, поэтому требуется модернизация и расширение проезжей части, радиуса разворотов.
Голосование с помощью электронных средств
Как провести онлайн-голосование в соответствии с требованием 217-ФЗ
Подробнее
Чтобы информировать дачников о предстоящем собрании было проще, почтовую рассылку можно заменить электронными письмами. Быстро и удобно отправлять уведомления поможет сервис «СНТклуба».
Садоводам нужно не только дать свое согласие, но и утвердить смету, выбрать уполномоченное лицо, которое будет отвечать за составление договора с подрядчиком и контроль выполнения работ.
Требования к дорогам в СНТ
Приступая к ремонту дорог, нельзя забывать о требованиях пожарной безопасности, которые важно соблюдать в садоводческих товариществах:- от территории СНТ должен быть проложен подъездной путь, объединяющий товарищество с дорогой общего пользования;
- если садоводческое объединение не превышает 50 участков, достаточно оборудовать один въезд шириной не менее 2,5 метров;
- если на территории СНТ располагаются более 50 участков, въездов должно быть уже как минимум два или больше;
- ширина автомобильной дороги между участками на улицах — не менее 7 метров, в проездах — не менее 3,5 метров;
- расстояние от забора прилегающих участков до дороги — от 3,5 метров;
- минимальный радиус поворота — 6,5 метров, радиус закругления проезжей части — 6,0 метров;
- также в проездах необходимо оборудовать разъездные площадки длиной не менее 15 метров и шириной не менее 7 метров;
- в тупиковых проездах минимальный размер разворотной площадки — 12×12 метров.
В чем сложность модернизации дорог в садоводческих товариществах
При расширении дороги в товариществе придется «отнимать» часть земли от участков, расположенных вдоль проезжей части. Понятно, что перспектива отдать свою личную собственность под земли общего пользования не радует садоводов. Поэтому председателю бывает сложно утвердить модернизацию дорог на общем собрании: дачники, имеющие наделы рядом с дорогой, голосуют против.Без согласия всех членов СНТ председатель не может приступить к ремонту. Но если оставлять все как есть, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать пожарным нормам.
Задача председателя в такой ситуации — максимально подробно разъяснить дачникам, зачем нужно расширение проезжей части, и постараться убедить всех садоводов в том, что это действительно необходимая мера.
Как отремонтировать дороги в СНТ
После того как общее собрание утвердит ремонт дорог, сроки работ и смету расходов, можно приступать к поиску подрядчика — компании, которая готова предоставить весь комплекс услуг по укладке полотна.Как правило, подрядчики могут предложить несколько вариантов работ в зависимости от вашего бюджета.
- Эконом-вариант включает в себя отсыпку временной дороги. Это самый простой и дешевый способ решить проблему с бездорожьем: стоимость покрытия начинается от 200 рублей за кв.м. Дорога отсыпается в один слой асфальтовой крошкой. Главный минус таких работ — непродолжительный срок службы покрытия, который не превышает двух лет. Чтобы немного продлить его, компании предлагают обустроить дополнительную песчаную подушку, улучшающую дренажные свойства. В итоге дорогу не будет так сильно размывать, а щебень дольше не уйдет в грунт.
- Базовый вариант — более надежная и долговечная дорога с уплотнителем. Щебень и асфальтовая крошка высыпаются в несколько слоев и укатываются с помощью катка. Срок службы такого покрытия достигает 2-4 лет, а гарантия на работы — 3 месяца. Стоимость — от 400 рублей за кв.м.
- Комплексный вариант подходит для СНТ, по территории которых проезжают более 50 автомобилей в сутки. Такая дорога строится в несколько этапов: снимается первый слой грунта, затем укладывается песчаная подушка, слой геотекстиля и несколько слоев щебня. В конце покрытие утрамбовывается виброплитой или катком. Цены на такой ремонт начинаются от 550 рублей за кв.м покрытия. Срок службы — 4-5 лет, а гарантия дается на 1 год.
Кому принадлежат подъездные пути к товариществу
Все дороги, находящиеся за пределами СНТ, относятся к муниципальной собственности. Это значит, что ремонт подъездных путей должен проводиться за счет бюджетных средств. Согласно ч.11 статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», муниципалитеты обязаны выделять средства на ремонт и содержание автомобильных дорог местного назначения.Однако на деле не все так просто. Часто дороги, ведущие от основных автомагистралей, не состоят на балансе местной администрации.
В советское время строительством этих путей занимались предприятия или социальные учреждения, которые давно перестали существовать. Найти какие-либо документы на эти земли тоже получается не всегда. Поэтому многие дороги, ведущие к СНТ, считаются бесхозными.
Получается, что и заниматься такими территориями просто некому. Чтобы добиться ремонта, садоводам приходится обращаться в местную администрацию и требовать, чтобы подъездные пути к товариществу взяли на бюджетный баланс.
Как узнать, кому принадлежит дорога
Перед тем как требовать от представителей власти ремонта подъездных путей, председателю СНТ нужно отправить запрос в местную администрацию и узнать, находится ли на ее балансе дорога, соединяющая товарищество с основной автомагистралью. Также принадлежность дорог можно проверить с помощью публичной кадастровой карты.Как добиться ремонта
Если подъездные пути находятся на балансе администрации, можно приступать к подготовке обращения о ремонте. Для этого нужно сделать фотографии дорожного полотна, зафиксировав на снимках все недостатки покрытия.Фотографии нужно приложить к обращению в адрес местных властей. Его может составить один человек (например, председатель товарищества) или весь коллектив.
В произвольной форме нужно указать:
- наименование СНТ;
- точное месторасположение проблемного участка дороги;
- основные недостатки покрытия;
- проблемы, с которыми сталкиваются жители товарищества из-за плохих подъездных путей.
Заявление на ремонт подъездных путей нужно составлять в двух экземплярах и лично передавать в администрацию. Один экземпляр заберут представители власти, а второй — с обязательной отметкой о получении — останется у представителя товарищества.
Ответ от администрации должен поступить в течение месяца. Однако садоводам нужно учесть, что бюджет на строительство и ремонт дорог в муниципалитете формируется один раз в год. И если решение по вашему запрос будет утвердительным, дождаться решения проблемы получится только в следующем году.
В теории в муниципальном бюджете существует графа расходов на непредвиденные нужды. Если дорога находится в аварийном состоянии, а члены товарищества будут проявлять настойчивость, то можно добиться срочного ремонта. Но на практике такие случаи происходят крайне редко.